Select Page

Куда уходит радость жизни (или Как вернуться в Счастье). Часть 1.

Куда уходит радость жизни (или Как вернуться в Счастье). Часть 1.

Вспомните лето в детстве. Лето – это была целая Жизнь, с огромной массой впечатлений, удач и неурядиц, взлетов и падений, в ней было все. Мы Жили. И каждой клеткой своей души и тела мы чувствовали, что живем. Что происходит сейчас, когда мы выросли?

Куда все ушло? И мы говорим, что жизнь изменилась… Мы обманываем себя. Посмотрите на детишек, играющих в песочнице. Посмотрите на первоклашек, которые идут в первый класс. Посмотрите на девочку, которая в первый раз обратила внимание на мальчика. Разве они чувствуют не то же самое, что чувствовали мы, когда то? Значит, не жизнь изменилась, изменились мы. Это мы, как то незаметно сами для себя разучились чувствовать эту жизнь, разучились быть счастливыми.

А ведь когда жить, как не сейчас? Когда мы взрослые, сексуально зрелые, когда мы сами можем принимать любые решения, когда у нас, в конце концов, есть на это средства. Как же так получается, что у нас есть все, кроме удовлетворенности от Жизни.

На это есть причины, и мы их рассмотрим. Этот пост посвящен первой, и одновременно самой главной причине.

Ребенок живет в ощущениях. Он живет в контакте со своим телом и эмоциями. Он живет здесь и сейчас. Поэтому каждое мгновение жизни он очень глубоко переживает. Он чувствует, что он живет. С возрастом мы все больше и больше из тела, из ощущений уходим в голову. И вот мы уже жизнь не переживаем, переживание жизни, чувства, заменяет мозговой шум. И вот мы уже не живем в настоящем, мы живем в мозгу. И время начинает бежать быстрей, и остаются только те воспоминания, события которых были окрашены какими-то очень сильными эмоциями, позитивными, или негативными, а остальное все сливается в одно. И мы пытаемся вспомнить прошедший год, 5 лет, 10 лет… и нам вспоминается лишь что-то очень немногое, а остального как будто бы и не было… И мы удивляемся «как быстро летит время».

Как иллюстрацию, хочу привести запись из дневника Л.Н.Толстого от 1 марта 1897 года:

«Я обтирал пыль в комнате, и, обойдя кругом, подошел к дивану, и не мог вспомнить, обтирал ли я его или нет. Так как движения эти привычны и бессознательны, я чувствовал, что это уже невозможно вспомнить. Так что, если я обтирал и забыл это, то есть действовал бессознательно, то это все равно, как не было. Если бы кто осознательный видел, то можно было бы восстановить. Если же никто не видел или видел, но бессознательно; если целая жизнь многих пройдет бессознательно, то эта жизнь как бы не была».

Как же вернуть себе свою жизнь, полноту и радость своих переживаний?

А) Прежде всего это, конечно же, Практики Присутствия и осознанности. Техники, которые позволяют Вам почувствовать актуальность момента, окунуться в ощущение, что Вы находитесь «здесь и сейчас», когда Вы действительно видите, то, что Вы видите, слышите, то, что Вы слышите, чувствуете то, что Вы чувствуете.

Б) Любые техники, которые связаны с контактом с телом, с дыханием, с чувствованием момента. Если во время упражнения Ваша голова свободна, Вы находитесь здесь-и-сейчас, чувствуете свое тело, чувствуете момент — значит это то, что нужно.

В) Вот сейчас, остановитесь. Просто остановитесь и спросите себя: Что я сейчас чувствую? Что я сейчас хочу? Посмотрите вокруг глазами, как будто Вы этого «вокруг» никогда раньше не видели. Прежде чем «бежать дальше», побудьте с собой. Побудьте здесь-и-сейчас. И делайте такие паузы на протяжении каждого своего дня.

С уважением и верой в тебя,

Оксана Бекасова

About The Author

Оксана Бекасова

Психолог, бизнес-тренер. Эксперт в области коммуникативной компетентности (в сфере как делового, так и личного общения), эмоциональной саморегуляции, стрессоустойчивости.

6 комментариев

  1. Марина Молчанова

    Оксана, Вы пишите, что «…с возрастом мы все больше и больше из тела, из ощущений уходим в голову» и чтобы стать счастливыми, как в детстве, нам необходимо «жить в ощущениях», а путь к этому лежит через осознанность. Но разве не осознанность приводит нас к «голове»? Ведь ребенок не осознает, он счастлив неосознанно?
    Как избежать этой ловушки?

    Ответить
    • Оксана Бекасова

      Марин, здесь вопрос терминологии. В данном случае фраза «Практики Осознанности» употребляется как перевод с английского «mindfulness meditaion». Точного эквивалента в русском языке mindfulness meditation нет. С английского mindfulness meditation переводят различными образами: «медитация внимательности», «медитация осознанности», «медитация присутствия», «практика внимательности», «практика осознанности», «практика присутствия»…
      Mindfulness meditation — это такие «упражнения», благодаря которым достигается состояние Спокойного Присутствия здесь-и-сейчас.

      Ответить
      • Марина Молчанова

        Правильно я поняла, что это осознанность не головой, а ощущениями?

        Ответить
  2. Наталья Селицкая

    Из-за чего же так случается, что человек уходит из тела в голову? Да еще так глубоко, что теряет возможность вернутся при желании обратно? У меня вот не получается перестать думать и начать чувствовать. Вернее, получается, но благодаря упражнениям и самонастрою.

    Ответить
    • Оксана Бекасова

      Наташ, причины различны. Первая – это структура нашего образования. По сути, все наше образование построено на том, чтобы «увести нас из тела в голову». Одно то, что 7-летних детей заставляют сидеть без движения 45 минут урока, по сути, чудовищно. И против всех законов Природы. А маленький ребенок не может ничего изменить, и ему, чтобы не чувствовать дискомфорт, буквально приходится «отказываться от ощущений тела».
      У нас очень уважают мозг. Вспомни, какие предметы в школе считались самыми «главными»? Математика, физика, химия, на втором месте гуманитарные науки. А предмет, связанный с телом, был только один – физическая культура. Насколько серьезно он воспринимался? И не было ни одного предмета, который бы учил нас «целостности, самоуважению, умению жить в гармонии с собой и с Миром».
      Вторая причина – это детские душевные травмы. Чтобы не ощущать постоянную боль и обиду, ребенок придумывает себе Мир, в котором «не так плохо». В нем и «живет». Постоянно фантазирует, что-то выдумывает, или, может быть «уходит с головой в мысли о чем-то», например, в учебу. В общем, «убегает» из реальности, из ощущений тела в голову. И когда он взрослеет, и все травмирующие ситуации уже позади, он бы и рад «вернуться», но сам уже не может. Ему для этого требуется помощь.
      Еще такой момент. Нет задачи «перестать думать». Разумность — это прекрасное качество человека. Но когда ты находишься в Осознанном Присутствии, у тебя есть возможность выбирать: думать или не думать, и о чем думать.

      Ответить

Leave a Reply to Оксана Бекасова Отменить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *